Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

ПОВЕРЬ В МЕЧТУ – И В ПУТЬ!

Здравствуйте! Мы любим газету «Надежда»! Получая очередной номер, всегда читаем и радуемся успехам тех, кто по воле судьбы или из-за особенностей развития не отступил, не сломался, а продолжает жить, радоваться, участвовать в мероприятиях, тем самым подавая пример другим. И это правильно, никогда нельзя сдаваться! Отправляю вам свой материал о поездке на Байкал в августе 2021 года группы туристов-инвалидов местной организации ВОИ Черновского района г. Читы. Надеюсь, что вы его напечатаете.
С уважением,
Людмила Пудышева,
Забайкальский край

От мечты – до старта

Наше путешествие началось задолго до поездки. Свою мечту о посещении Байкала мы лелеяли с 2016 года. В местную организацию ВОИ было внесено много устных предложений, а в 2018 и 2020 году поступили обращения в письменной форме от группы наших «особых» туристов об организации такой поездки. Чтобы облегчить финансовую нагрузку, было решено подать заявку на муниципальный грант г. Читы 2021 года, в котором есть направление «Популяризация здорового образа жизни через мероприятия физической культуры и спорта». Так родился проект «Поверь в мечту – и в путь!».
Радости нашей не было границ, когда мы узнали, что получили грантовую поддержку для нашего путешествия! Правда, потом оказалось, что этих средств все равно очень мало… Было написано почти 20 обращений-просьб к бизнесменам, руководителям крупных предприятий. Но в итоге нас поддержали всего два человека, чьё сердце оказалось наполнено добротой и пониманием нужд инвалидов. А ведь это – не простая поездка, а реабилитация и социализация людей с инвалидностью, чтобы они смогли преодолеть себя, победить свои страхи и одиночество. А еще человеку с инвалидностью куда-то поехать одному практически нереально, а вместе, с командой – вполне возможно!
Затем начался поиск туроператора. Многие соглашались работать с нами на условиях полной оплаты тура, но менять программу турагенты не хотели: есть уже готовый продукт, вот и берите! Но мир не без добрых людей, и я верила, что найдется тот, кто поможет нашей команде осуществить мечту и организовать всё так, как нам удобно. Им оказалась фирма «Путешествия Байкала» и её директор Ирина Кураева.
И вот команда из 12 человек на вокзале Чита-2, где назначен сбор. Прощание с провожающими, посадка в вагон – и мы мчим в Иркутск, откуда начинается наше путешествие. Большая часть команды или вообще не ездили на поезде, или ездили очень давно, поэтому им было все в новинку, даже то, что у пассажиров теперь проверяют паспорт. Отдельное спасибо представителям РЖД за то, что, по нашей просьбе, поезд приняли на более доступный первый путь. Время в поездке проходит быстро, и вот нас уже встречает Иркутск и наш гид.

День первый. Иркутск

Заселившись в гостиницу «Ангара», мы отправляемся на обзорную экскурсию по городу. Ирина Олеговна Кураева – прекрасный рассказчик, мы все с большим вниманием слушали об исторической значимости Спасской церкви (1706 год), самой старой каменной постройке Восточной Сибири, украшенной фресками не только внутри, но и снаружи. С удовольствием сфотографировались на фоне красивого здания римско-католического собора Успения Богородицы, построенного в 1881 году на пожертвования католических приходов Российской империи. Сейчас это – органный зал, для которого в 1978 году по специальному заказу был изготовлен в Германии концертный орган. Побывали на набережной Ангары, где в честь завершения строительства Транссибирской магистрали установлен памятник царю Александру III. Посетили Знаменский женский монастырь, заложенный в 1693 году, и с удивлением узнали, что в монастыре до сих пор хранится Евангелие, подаренное Петром I. С 1994 г. в монастыре возобновлён обряд пострига. Интересно и то, что в ноябре 2004 года в сквере монастыря установлен памятник адмиралу Александру Колчаку. Увидели мы и еще один памятник – животному, изображенному на гербе Иркутска, Бабру. Из-за нелепой ошибки при утверждении герба города зверь оказался мифическим, но это нисколько не умаляет его значимости! В довершении всего, с удовольствием прокатились на трамвае – у нас в Чите нет такого вида транспорта.

День второй. Визитная карточка Байкала

С утра мы отправляемся в Листвянку – известный туристический центр, расположенный на мысе Лиственничном. Посёлок тянется по узкому берегу сначала реки Ангары, а затем Байкала. По программе нашего тура, мы были здесь целый день.
Листвянка – визитная карточка озера Байкал. Ежегодно со всех концов света сюда приезжают тысячи туристов. С центральной пристани открывается прекрасный вид на знаменитое озеро. Здесь же расположено множество торговых точек, в том числе рыбные рынки. Практически все закупаются омулем и хариусом. Много здесь и сувениров из меха, дерева, металла…
Над Листвянкой возвышается гора Камень Черского. На вершину можно подняться и по асфальтированной дороге, это более 2 км. Но мы поднимались туда на канатном кресельном подъёмнике. Необычно и немного страшно было тем, кто делал это впервые. Потом нужно немного пройти пешком – и мы на высоте 755 метров над уровнем моря. Там устроена смотровая площадка, с которой открывается один из самых невероятных видов на Байкал! Красота окружающей природы просто захватывает дух, завораживает…

После спуска направляемся в Байкальский музей, где специальные приборы регистрируют все сейсмические толчки в реальном времени. Ну, а тем, кто не верит, предложили просто подпрыгнуть, и приборы немедленно чутко отреагировали на эти прыжки. В музее знакомимся с флорой и фауной озера. Многие обитатели плавают в больших аквариумах. Больше всех нас восхитили две нерпочки, которые позировали, проплывая перед нами, переворачиваясь, вращаясь вокруг себя, их милые мордочки и глазки вызывали умиление и восторг. Не хотелось уходить, но надо было двигаться к следующему объекту.
Это Тальцы – этнографический музей под открытым небом, где находится уникальное собрание памятников деревянного зодчества из разных районов Прибайкалья. В этом музее проводят всевозможные праздники – Новый год с катанием с горок, Масленицу. С большим сожалением мы расставались с этой необычной красотой.

День третий. По старой дороге

Следующий день тоже начался в Листвянке. Там мы сели на паром «Семён Батагаев» и переправились в Порт Байкал, где происходит посадка на туристический поезд, следующий по Кругобайкальской железной дороге. Рассаживаемся по местам и отправляемся в путь. В вагоне уютно, в каждом отсеке есть столик, за которым можно перекусить.

Кругобайкальскую железную дорогу (КБЖД) по праву называют главной рукотворной достопримечательностью Байкала. Она является уникальным памятником архитектуры и инженерного искусства. А еще это «золотая пряжка» стального пояса России, ведь это самая дорогая и самая красивая железная дорога, которая строилась с 1896 по 1900 год архитекторами и инженерами из России, Италии, Латвии, Польши и Албании. За два года и три месяца было построено 39 тоннелей, 16 каменных галерей, 248 мостов и виадуков. До середины XX века по Кругобайкальской железной дороге проходила Транссибирская магистраль, но затем был построен более короткий участок дороги от Иркутска до Слюдянки. А после строительства Иркутской ГЭС часть дороги, которая шла вдоль Ангары, оказалась под водой.

Дорога проложена по самой кромке побережья, и из окна вагона мы с интересом наблюдали, как где-то внизу плескался Байкал. Современная КБЖД включает четыре станции, причем 84 километра от станции Байкал до станции Култук являются историко-архитектурным памятником. До станции Слюдянка наш состав из пяти вагонов, в которых было без малого 250 человек, тянул электровоз, затем происходит перецепка и далее его ведет тепловоз. Из окна вагона мы увидели потрясающие виды Байкала. С восторгом рассматривали железнодорожный мост через небольшую речку, построенный без применения сварочных работ! Поездка продолжалась 7 часов, так что мы прибыли в нашу «Ангару» поздно вечером.

День четвёртый, пятый и шестой. Ольхон

Завтракаем и на микроавтобусах отправляемся на Ольхон – самый большой и красивый остров Байкала, где нам предстоит пробыть три дня. Проплыв на пароме через пролив Ольхонские ворота, попадаем на остров. Еще 35 километров пути – и мы на месте, в поселке Хужир, что в переводе с бурятского языка означает «солончак». Здесь находятся самые загадочные места озера Байкал – мыс Бурхан и скала Шаманка. А ещё это – туристическая столица острова. Нас встречают и довозят до базы, уютного места с аккуратными деревянными домиками со всеми удобствами. Есть даже пляж. Самые смелые искупались, хотя вода довольно прохладная, освежает и бодрит!

На следующий день мы отправились на экскурсию к скале Шаманка, которая является визитной карточкой Ольхона. Она имеет две вершины, высота которых 30 и 42 метров над уровнем озера, внутри находится сквозная пещера, пронизывающая скалу с востока на запад. Сейчас тут храм буддистов Забайкалья и Сибири, а сотни лет назад здесь шаманы приносили жертвы духам озера. Дорогу к загадочному месту туристам указывают несколько деревянных сэргэ (столбов). Наличие таких столбов означает, что у этого места есть законный хозяин, а три уровня объединяют три мира: небожители привязывают своих коней к верхнему ярусу, средний – для людей, живущих на земле, а нижний – для духов недр земли. К скале Шаманка приезжают разные люди, поэтому около сэргэ можно увидеть валюту всего мира и привязанные цветные ленты экзотических расцветок.
Побывав на скале, идем на Сарайский пляж с мелким песком и плоской галькой. Осторожно спускаемся по крутому склону, хотя местные коровы легко преодолевают этот путь. Все, кто не решился искупаться вчера, смело ринулись в воду Байкала. М-да, освежает конкретно… Недалеко на рейде стоят два больших экскурсионных судна, на Ольхон можно попасть не только автомобилем, но и водным путем.
После ужина мы направляемся на вечернюю прогулку по Байкалу. В программе – посещение нескольких островов, например, «крокодильчика». Гряда из выступающих подводных скал напоминает лежащего крокодила, поэтому и название такое.
На следующий день нас ожидала поездка на мыс Хобой, в переводе с бурятского – «клык». Это территория Прибайкальского национального парка, за въезд в который взимают плату. Известно, что с инвалидов 1-й и 2-й группы такой сбор не взимается, но с нас почему-то взяли! Сбор, якобы, тратится на устройство мало-мальски проходимых дорог, но мы их не заметили. Зато на себе прочувствовали рытвины и канавы с перепадом до полуметра и больше. Но не будем о грустном...

Мы направляемся к мысу Шунтэ на северно-восточной стороне острова Ольхон. Особенный рельеф скал дал Шунтэ второе имя: мыс Любви – оконечность мыса раздваивается и заканчивается двумя скалами округлых форм. Местные утверждают, что раньше сюда приезжали бездетные пары, и после обряда, молитвы и ночевки у них обязательно рождались дети. До сих пор есть поверье, что мыс не утратил своей волшебной силы: хотите мальчика, идите на левую скалу, а девочку – на правую. Некоторые взбираются на обе скалы… Наш гид сказал, что можно просить не только детей, но и внуков, и даже правнуков.
Здесь, на Хобое, мы понимаем, насколько велик и прекрасен Байкал! Нас окружают бескрайние водные просторы, которые сливаются с горизонтом. Проехав по степной дороге, мы приближаемся к месту, где установлена знаменитая скульптура Даши Намдакова «Хранитель Байкала». Она олицетворяет связь местной культуры с силами природы, кочевниками и шаманами. Скульптура представляет собой дерево с ликом старика на широком стволе и толстыми ветвями, которые образуют большую крону. На ветках висят колокольчики, которые негромко звенят при сильном ветре. Внутри ствола есть большой колокол, который дает громкий гулкий звук. А всё вместе создает неповторимую атмосферу.

* * *
Вот и закончился наш тур. Из Иркутска домой нас провожала Ирина Олеговна – наш заботливый гид и просто добрый, отзывчивый человек. Уверена, что эмоционально-психологическую реабилитацию получил каждый, кто был с нами в одной команде, красота, мощь и сила Байкала никого не оставила равнодушным. Ещё долго будем вспоминать, разглядывать фотографии, делиться впечатлениями друг с другом, своими знакомыми, родственниками и друзьями. Спасибо всем, кто отважился на такое путешествие-реабилитацию: вы – победители!

Людмила ПУДЫШЕВА, председатель местной организации ВОИ Черновского района г. Читы, руководитель группы туристов-инвалидов