Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

ПАРАДЕЛЬФИЙСКИЕ ИГРЫ: НЕДЕЛЯ СОСТЯЗАНИЙ, А ЭФФЕКТ – НА ГОДЫ

В ноябре 2018 года в Удмуртской Республике прошли II международные Парадельфийские игры. Это творческое состязание в области культуры и искусства для взрослых людей с инвалидностью. Ижевск принял гостей из 55 регионов России и 21 зарубежной страны. Многие участники Игр  приехали в нашу страну впервые.

– Испытываю чувство гордости от того, что именно с нашей республики для многих из вас началось знакомство с Россией, – сказал на торжественном открытии Игр глава Удмуртии Александр Бречалов.
По сравнению с Москвой, которая провела в 2016 году
I Парадельфийские игры, в Ижевске участников Игр было чуть ли не втрое больше, почти в два раза увеличилось количество стран, представители которых показали свое искусство.
Очень важно, что состязались инвалиды всех нозологий, в том числе инвалиды вследствие психических заболеваний. Игры состоялись благодаря поддержке Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества. Представители Всероссийского общества инвалидов вошли в состав Оркомитета и Жюри игр.

Незрячий Люка выбрал ясный путь
Одними из первых в Ижевск прибыли итальянцы. Почётный гость, участник международных конференций Люка Крочиони и руководитель итальянской делегации, координатор международных программ Федерации паралимпийских видов спорта Италии Алёна Курлович рассказали, как живётся людям с инвалидностью в их стране.
Люка – руководитель спортивной ассоциации «Перуджаторбол», был тренером по торболу. Сначала он видел, хоть и слабо, а восемь лет назад окончательно потерял зрение. И тогда ему помогла игра в команде. Перед выходом на поле слабовидящие ребята, чтобы быть с ним в одинаковых условиях, надели специальные маски, то есть тоже играли, не видя.
В Италии, несмотря на то, что это европейская страна, есть проблемы с доступной средой. Ассоциация, в которой Люка является референтом, защищает интересы людей с инвалидностью. Это удаётся делать благодаря взаимодействию юристов, адвокатов, прокуроров, благодаря волонтёрской работе. Люка привёл пример:
– С юга в центр Италии приехал 60-летний тотально незрячий мужчина. Агентство недвижимости подобрало ему квартиру. Там, мол, всё работает, всё хорошо. А оказалось, что за сумасшедшие деньги незрячему человеку продали квартиру, в которой нельзя жить: стены – в плесени. Вместе с экспертами, волонтёрами мы туда приехали, убедились, что жильё в ужасном состоянии. Адвокаты довели результаты экспертизы до агентства недвижимости, и там поняли, что могут столкнуться с серьёзными проблемами, причём не только с финансовыми, и быстро решили вопрос. Мы с экспертами и волонтёрами купили незрячему мужчине красивую, удобную квартиру.
Алёна Курлович добавила:
 – В Италии незрячие люди не чувствуют себя в чём-то ограниченными. Они спокойно передвигаются, пользуются разными электронными приложениями. Есть «зелёный телефон»: можно заказать сопровождение из одного города в другой.
Гостей из Италии интересовал российский опыт. В Италии и направление на медико-социальную экспертизу, и сама экспертиза, и принятие решений о рекомендациях технических средств, и обеспечение ими сосредоточено в одном и том же учреждении. Гости сами признали, что это создаёт условия для коррупции. В России эти функции разделены, а сам процесс установления группы инвалидности теперь прозрачен...

Сегодня улыбнёшься человеку
Известные люди, имеющие инвалидность, провели во время Игр мастер-классы. Со студентами Республиканского музыкального колледжа встретился известный белорусский спортсмен Алексей Талай. На сцену он вышел не в коляске. Не имея рук и ног (удалось сохранить только левую руку – до локтя), он стремительным движением поднял себя на стул перед микрофоном и стал рассказывать о том, как, оказавшись в тяжелейших условиях, заставил себя жить полноценно.
У Алексея был помощник. Но, когда пересохло горло и захотелось попить, то стакан с водой он удержал без посторонней помощи.
Талай рассказал студентам о том, как он выбрался из беспомощного состояния, в котором оказался в результате взрыва в мае 1999 года. Он был тогда совсем юным. В 16 лет, незадолго до беды, впервые прошёл, держа девушку за руку, и почувствовал, что симпатия взаимная.
Даже если друзья вынесут его на улицу, как он перенесёт любопытные взгляды? Друзья его поняли, и, чтобы у юноши не было негативных эмоций, в первые прогулочные дни окружали Алексея, защищали собой от недобрых взглядов. Но однажды прекрасная девушка, щёлкая семечки, спросила Алёшу:
– Хочешь семечек?
Сейчас у Алексея Талая семья, он – многодетный отец. Первый брак, в котором родились два сына, правда, распался, но он уважительно относится к бывшей жене, общается с сыновьями. Во втором браке у Талая тоже двое детей, младшему полтора года. Почему он проводит тренинги? Чтобы его слушатели не воспринимали жизненные трудности – как без них? – как какой-то крах. Алексею приходилось сталкиваться и с обманом, но это его не обозлило. Талай сказал: «Сегодня улыбнёшься человеку, и, глядишь, через десять лет он поумнеет».
Мощной энергией зарядил зрителей и Александр Похилько. Он художник, работает запястьями рук. Во время Парадельфийских игр в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств демонстрировались его картины «Нина Заречная (по пьесе Антона Чехова), «Незнакомка», «Сон во мгле». Несмотря на свою особенность, Александр пишет очень быстро и уверенно. На глазах у зрителей он создал портрет главы Удмуртии. Картины Похилько демонстрировались не только в России, но и в Германии, Америке.
Дизайнер Дмитрий Шаповалов, глухой студент колледжа лёгкой промышленности, приехавший из Казахстана, во время Парадельфийских игр подарил Удмуртскому республиканскому музею изобразительных искусств одно из своих изделий – юбку из войлока. Из необычно мягкого войлока он изготавливает эксклюзивную одежду и женские украшения. В модели, которую Дмитрий показал на мастер-классе, первобытная культура сочетается с современной.
 А может ли художественные работы увидеть слепой человек? В Удмуртском республиканском музее организовали «Трогательную экскурсию» по выставке «Природа вещей»: можно было потрогать предметы и вещи, аналогичные экспонатам XVIII-ХХ веков, представленным в экспозиции.
К Парадельфийским играм некоторые картины музей представил в виде тактильных рельефных изделий. Это «Прялка» Петра Ёлкина, «Крестьянка в красном сарафане» Зинаиды Серебряковой, одна из икон деисусного чина «Богоматерь» и другие.

И лаконизм, и провокация
С художественными работами участников Парадельфийских игр ижевчане и гости могли познакомиться задолго до официального открытия. Просто погулять по Центральной площади и зайти в выставочный центр «Галерея». А тут… Как лаконично Дмитрий Мириленко из Санкт-Петербурга изобразил смену эпох! Загнут уголок фотографии Ленина, и на этом уголке написано: XXI век.
Запомнились работа Максима Култашева из деревни Алганча-Игра Малопургинского района «Пока никто не видит», «Изумрудное лето» Игоря Кононова из Воткинска, икона «Явление царя Николая II ижевским белым воинам» Фёдора Тарасова из Завьяловского района, проект Мерея Еримбекова из Казахстана «Жемчужина Востока».
К концу дня, когда зал опустел, здесь ещё находилась автор нескольких работ Ольга Едомина. Она – не профессиональный художник, её работы запоминаются провокацией, их надо разгадывать. Ольга призналась, что рисует, даже когда едет в общественном транспорте.

Восхитила слаженность

Как безукоризненно слаженно, восхитительно танцевали на сцене китайцы! Ну, разве подумаешь, что эти исполнители – глухие? Волонтёр-переводчик с китайского языка Нина Караваева отметила трудолюбие делегации из Китая: исполнители танца много репетировали, а чтобы успеть накраситься, девушки вставали в 4 часа утра. И их макияж, и причёски, украшенные яркими кисточками, были очаровательны.
Случилась забавная ситуация при подведении итогов. Ведущая пригласила на сцену руководителя, а вышло, они же не слышат, более 20 человек! Выстроились в несколько рядов, сфотографировались. Возможно, это нарушило регламент, но как красиво!
– Заметно, с кем работал хорео­граф, а с кем – нет, – Марине Кузнецовой, члену жюри, очень запомнился танец на коляске «Валькирия». – За таким уровнем мастерства – большой труд, занятия 7 дней в неделю по 2 часа. Порадовало и выступление под песню Марины Девятовой «А ты мне нравишься». Точная, по-настоящему народная стилистика.
Одно из обретений Игр – инклюзивный детский хор. В нём 60 детей в возрасте от 5 до 17 лет с инвалидностью. Замечательно, что в Удмуртии появился такой хор!
В программе I Парадельфийских игр, состоявшихся в Москве, не значилось цирковое искусство (только – оригинальный жанр), а в Ижевске – благодаря замечательному цирку – было и такое состязание.
На Парадельфийских играх в Ижевске работали детский пресс-центр и детское жюри. Они мгновенно учитывали свой новый опыт.

Не без «задоринки»
Почему для проведения Игр был выбран Ижевск? Лидия Абрамова, президент Национального Парадельфийского комитета России, и Наталья Крель, исполнительный директор комитета, объяснили: в Удмуртии чтят культурные традиции, заботятся о доступности для людей с инвалидностью дворцов, театров, выставочных площадок, здесь самые разные люди готовы были активно действовать, работать даже без выходных – только бы участникам Игр было удобно, уютно.
Специалисты Министерства социальной политики и труда республики круглосуточно дежурили в штабе Игр. Но не всё прошло гладко. Что-то участников Игр восхитило, а что-то вызвало сожаление.
Надежда Романова, председатель Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов:
– Удивили инклюзивные номера, в которых задействованы люди с различными видами инвалидности. Каждый дополнял друг друга, возникло ощущение гармонии. Просто восхитил Московский театр мимики и жеста! Мы забыли во время спектакля, что актёры – люди с ограничениями по слуху. Режиссёр поднимает общечеловеческие темы на философском уровне, а подлинный юмор и так понятен, от души хохотали все. Без сучка и задоринки провести такое масштабное мероприятие сложно, но удивили полупустые залы, а ведь здания абсолютно доступны. Жаль, что организаторы не смогли заполнить зрительные ряды, наверняка многие хотели бы попасть на такое интересное мероприятие.
Виктор Паленный, главный редактор журнала «В едином строю» ВОГ:
– Я был и на Первых, и на Вторых Парадельфийских играх. Прогресс очевидный – и в количественном, и в качественном плане. Но возникает двойственное чувство. Скажем, в Паралимпийских играх глухие люди не участвуют. Иначе они были бы похожи на медведя из сказки, который ломает теремок. Глухие люди состязаются в Сурдолимпиаде. А когда в состязании по цирковому искусству первенства удостаивают глухих, им становится неловко перед людьми с другими видами инвалидности, так как они, инвалиды по слуху, на голову выше в этой номинации.
80 процентов художественных работ, представленных на Играх, – работы глухих художников. Это очень сильные произведения искусства. Рядом с ними многие другие работы – ученические. Но жюри приняло решение в пользу слабых. Почему так? И в области театрального искусства предпочтение отдано театрам, которые не вызывают восхищения.
Есть проблема стыковки разных инвалидов, распределения состязаний. Может быть, в оргкомитет включить представителей Общества глухих?
Что же касается условий работы для СМИ во время Парадельфийских игр, то они были великолепными.
Максим Воробьёв, председатель Удмуртской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов:
– Парадельфийские игры прошли в Ижевске спокойно, никаких чрезвычайных ситуаций не было, но подготовка к ним показала: вопросы, касающиеся безопасности людей с инвалидностью, надо решать на российском уровне. Нет, скажем, алгоритма, как при необходимости эвакуировать людей с инвалидностью. Иные люди в силу заболевания просто не подпустят к себе спасателей.
 
Впереди – Детские парадельфийские игры
Всего несколько дней состязались таланты на театральных подмостках и выставочных площадках, а эффект Игр – на годы. Какие бы мероприятия ни намечались сейчас в Удмуртии, их организаторы учитывают опыт Парадельфийских игр. В декабре в Ижевске открыли первый в республике Центр трудовой реабилитации и абилитации. Можно было просто сообщить об этом в прессе, а Удмуртская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов устроила яркую презентацию, которую поддержали своими выступлениями артисты-парадельфийцы. Придумал Салават Бакиев, инвалид-колясочник, как автоматически поднять инвалидную коляску на крышу автомобиля, в багажник, и вот уже демонстрирует это устройство в фойе театра.
Перед Новым годом Глава Удмуртской Республики Александр Бречалов вручил 11 премий «Признание». Одна из премированных – Александра Семёнова, заместитель председателя общественной организации «Объединение детей-инвалидов и их родителей г. Ижевска «Ассоль», руководитель проекта «Лыжи мечты» (по этой программе дети с ДЦП, синдромом Дауна и другие занимаются спортом).
Решено, что творческие состязания людей с инвалидностью теперь будут проходить в республике ежегодно. А одарённые дети с ограниченными возможностями здоровья непременно примут участие в первых в мире Детских парадельфийских играх, которые состоятся в 2019 году в Новосибирске.

Галина АНИЩЕНКО
Фото Сергея РОГОЗИНА
Республика Удмуртия
06 февраля 2019