СКАЗ О ТОМ, КАК «ФЕДОТА-СТРЕЛЬЦА, УДАЛОГО МОЛОДЦА» СТАВИЛИ
Ура, наконец, это свершилось! Новокузнецкий театр миниатюр «Крылья» обрёл постоянное место жительства, отметив новоселье долгожданной премьерой спектакля «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
«Ну, а сунется такой, кто нарушит твой покой, – мне тебя учить не надо: сковородка под рукой!»
Постановка по произведению Леонида Филатова была задумана в скоморошном стиле и звучала очень современно...
Но обо всё по порядку. Читателям газеты «Надежда» кузбасский протеатр знаком спектаклем «Ваганты» (статья «Вокзал для «Вагантов», июнь 2014 г.). Тогда самодеятельные артисты пробовали новую для Новокузнецка форму подачи материала: искали интерактивные площадки для выступлений и шли в народ. Одной из таких площадок оказался железнодорожный вокзал. После удачного выступления ребята с жаром принялись за работу над постановкой «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Но отсутствие помещения (после реорганизации библиотеки имени Гоголя – места творческого рождения и деятельности театра, труппа ушла на вольные подмостки и репетировала по квартирам) и смена режиссёра отодвинули сдачу спектакля на целых два года.
Но вот накануне 2016 года администрация города выделила протеатру отдельное помещение в здании первого в Сибири звукового кинотеатра «Коммунар». Кинотеатр, построенный в 1933 году немецким архитектором Генрихом Козелем, на сегодняшний день является памятником архитектуры и находится под охраной государства. Правда, стоял этот памятник последние десятилетия либо закрытым, либо использовался под распродажи шуб. Протеатру в некогда роскошном помещении досталась часть фойе без света, отопления и ремонта. Но ребята были рады обретённому жилью, расположенному в центре города и имеющему хорошие подъездные пути. Почти полтора месяца волонтёры ремонтировали запущенное помещение.
– В прошлом году Новокузнецкая городская организация ВОИ выиграла грант РУСАЛа на проект «Арт-миссия» и постановку спектакля в размере 44 тысяч рублей, – рассказывает руководитель протеатра Юлия Романова. – Эта сумма ушла на ткани, всё остальное – волонтёрский труд. Добровольные помощники реставрировали потолок и проводили свет, отмывали стены... Волонтёры из театра «Юность», драмтеатра и члены их семей спроектировали и построили сцену, восстановили витражи. Словом, проделали уникальную работу...
Репетировали артисты в варежках и валенках, а на творческий показ добыли тепловую пушку. Первых зрителей в стенах «Коммунара» труппа встречала хлебом-солью, шутками-прибаутками да песнями народными. Весь спектакль прошёл под аккомпанемент балалайки в исполнении председателя организации ВОИ города Ленинск-Кузнецка, солиста муниципального оркестра народных инструментов Родиона Емельянова.
Родя в своё время окончил специализированное (для незрячих студентов) Курское музыкальное училище. Он – профессиональный музыкант, лауреат международной премии «Филантроп» (за совместное выступление с ансамблем «Калинушка»), бард, КВНщик... Переживания музыканта такого класса за своё выступление казались излишними. Родион хоть из-за дальности расстояний и не мог присутствовать на всех репетициях, а сымпровизировать на ходу может что угодно. А какой был интересный режиссёрский ход – вплетение в спектакль рэпа под балалайку в исполнении автора песни Владимира Герлаха (генерала).
Главные роли Федота-стрельца и его жены Маруси достались семье Сурковых: Артёму и Евгении. Да-да, тому самому Суркову, чемпиону мира по армрестлингу, про которого был материал в прошлом номере «Надежды». Помню его игру на первых репетициях, зажатую и не слишком выразительную. И вдруг рывок – блистательное выступление, сочная, яркая подача образа, прекрасная дикция!
– Тёма пошёл играть в театр с моей лёгкой руки, – вспоминала после выступления Женя, – его привыкли видеть в жизни балагуром, на сцене же выплеснуть эмоции, показать чувства ему было сложно. Роль серьёзная.
Зато день в их семье начинался не только с силовых тренировок, но и с артистической разминки: повторения звуков, дыхательной гимнастики, которую с удовольствием копировал сынишка Димка. А далее в жизни всё шло по тексту пьесы: «Ну-ка, жёнушка, давай, стол для мужа накрывай...».
А какие ослепительные на артистах были наряды, сшитые опять же волонтёрами – Ириной Трофимовой и Евгенией Сурковой (Ерохиной). На сцене сияли царь (Сергей Крылов) с царевною (Ольгой Водневой) и нянькой (Юлией Гайденко), Голос (Стас Михалёв) с новой голубицей (Ольгой Кузнецовой), баба Яга (Виктория Курчина), Тит Кузьмич и Фрол Фомич (Юлия Романова и Алена Сигорская). Завершился первый показ спектакля шквалом обоюдных аплодисментов. Зрители сканировали: «Браво», артисты хлопали зрителям, и никто не хотел уходить. Оглушительный успех! Труппа планирует повторить показ, но уже по возвращении главного героя Федота с соревнований (Артём отбыл на чемпионат России по армрестлингу защищать честь города).
Режиссёром постановки выступила директор театра детского творчества «Юность» Оксана Рулёва:
– Это мой первый опыт работы с артистами протеатра, – делилась Оксана Владимировна, – я по ходу репетиций многому у них училась. В первую очередь не обращать внимания на трудности. Сегодня у нас есть мечта – сделать совместный спектакль, где на сцену могли бы выйти и здоровые артисты, и с инвалидностью. Тандем был бы хорош прежде всего тем, что ребята из театра миниатюр могли бы поделиться своей силой, умением преодолевать сложности. Убедилась – для полета «Крыльев» ничего непреодолимого нет.
Анна АНДРЕЕВА
Фото автора
г. Новокузнецк
Кемеровская область
«Ну, а сунется такой, кто нарушит твой покой, – мне тебя учить не надо: сковородка под рукой!»
Постановка по произведению Леонида Филатова была задумана в скоморошном стиле и звучала очень современно...
Но обо всё по порядку. Читателям газеты «Надежда» кузбасский протеатр знаком спектаклем «Ваганты» (статья «Вокзал для «Вагантов», июнь 2014 г.). Тогда самодеятельные артисты пробовали новую для Новокузнецка форму подачи материала: искали интерактивные площадки для выступлений и шли в народ. Одной из таких площадок оказался железнодорожный вокзал. После удачного выступления ребята с жаром принялись за работу над постановкой «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Но отсутствие помещения (после реорганизации библиотеки имени Гоголя – места творческого рождения и деятельности театра, труппа ушла на вольные подмостки и репетировала по квартирам) и смена режиссёра отодвинули сдачу спектакля на целых два года.
Но вот накануне 2016 года администрация города выделила протеатру отдельное помещение в здании первого в Сибири звукового кинотеатра «Коммунар». Кинотеатр, построенный в 1933 году немецким архитектором Генрихом Козелем, на сегодняшний день является памятником архитектуры и находится под охраной государства. Правда, стоял этот памятник последние десятилетия либо закрытым, либо использовался под распродажи шуб. Протеатру в некогда роскошном помещении досталась часть фойе без света, отопления и ремонта. Но ребята были рады обретённому жилью, расположенному в центре города и имеющему хорошие подъездные пути. Почти полтора месяца волонтёры ремонтировали запущенное помещение.
– В прошлом году Новокузнецкая городская организация ВОИ выиграла грант РУСАЛа на проект «Арт-миссия» и постановку спектакля в размере 44 тысяч рублей, – рассказывает руководитель протеатра Юлия Романова. – Эта сумма ушла на ткани, всё остальное – волонтёрский труд. Добровольные помощники реставрировали потолок и проводили свет, отмывали стены... Волонтёры из театра «Юность», драмтеатра и члены их семей спроектировали и построили сцену, восстановили витражи. Словом, проделали уникальную работу...
Репетировали артисты в варежках и валенках, а на творческий показ добыли тепловую пушку. Первых зрителей в стенах «Коммунара» труппа встречала хлебом-солью, шутками-прибаутками да песнями народными. Весь спектакль прошёл под аккомпанемент балалайки в исполнении председателя организации ВОИ города Ленинск-Кузнецка, солиста муниципального оркестра народных инструментов Родиона Емельянова.
Родя в своё время окончил специализированное (для незрячих студентов) Курское музыкальное училище. Он – профессиональный музыкант, лауреат международной премии «Филантроп» (за совместное выступление с ансамблем «Калинушка»), бард, КВНщик... Переживания музыканта такого класса за своё выступление казались излишними. Родион хоть из-за дальности расстояний и не мог присутствовать на всех репетициях, а сымпровизировать на ходу может что угодно. А какой был интересный режиссёрский ход – вплетение в спектакль рэпа под балалайку в исполнении автора песни Владимира Герлаха (генерала).
Главные роли Федота-стрельца и его жены Маруси достались семье Сурковых: Артёму и Евгении. Да-да, тому самому Суркову, чемпиону мира по армрестлингу, про которого был материал в прошлом номере «Надежды». Помню его игру на первых репетициях, зажатую и не слишком выразительную. И вдруг рывок – блистательное выступление, сочная, яркая подача образа, прекрасная дикция!
– Тёма пошёл играть в театр с моей лёгкой руки, – вспоминала после выступления Женя, – его привыкли видеть в жизни балагуром, на сцене же выплеснуть эмоции, показать чувства ему было сложно. Роль серьёзная.
Зато день в их семье начинался не только с силовых тренировок, но и с артистической разминки: повторения звуков, дыхательной гимнастики, которую с удовольствием копировал сынишка Димка. А далее в жизни всё шло по тексту пьесы: «Ну-ка, жёнушка, давай, стол для мужа накрывай...».
А какие ослепительные на артистах были наряды, сшитые опять же волонтёрами – Ириной Трофимовой и Евгенией Сурковой (Ерохиной). На сцене сияли царь (Сергей Крылов) с царевною (Ольгой Водневой) и нянькой (Юлией Гайденко), Голос (Стас Михалёв) с новой голубицей (Ольгой Кузнецовой), баба Яга (Виктория Курчина), Тит Кузьмич и Фрол Фомич (Юлия Романова и Алена Сигорская). Завершился первый показ спектакля шквалом обоюдных аплодисментов. Зрители сканировали: «Браво», артисты хлопали зрителям, и никто не хотел уходить. Оглушительный успех! Труппа планирует повторить показ, но уже по возвращении главного героя Федота с соревнований (Артём отбыл на чемпионат России по армрестлингу защищать честь города).
Режиссёром постановки выступила директор театра детского творчества «Юность» Оксана Рулёва:
– Это мой первый опыт работы с артистами протеатра, – делилась Оксана Владимировна, – я по ходу репетиций многому у них училась. В первую очередь не обращать внимания на трудности. Сегодня у нас есть мечта – сделать совместный спектакль, где на сцену могли бы выйти и здоровые артисты, и с инвалидностью. Тандем был бы хорош прежде всего тем, что ребята из театра миниатюр могли бы поделиться своей силой, умением преодолевать сложности. Убедилась – для полета «Крыльев» ничего непреодолимого нет.
Анна АНДРЕЕВА
Фото автора
г. Новокузнецк
Кемеровская область
01 марта 2016