ТРИУМФ ОСОБОЙ ПЛАСТИКИ

В феврале в Москве прошел IV ежегодный фестиваль особых театров «Протеатр. Международные встречи» – совместный проект Театрального центра им. Вс. Мейерхольда и РОО социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг».  Многолетним партнером фестиваля «Протеатр» является Всероссийское общество инвалидов. Помимо москвичей и театральных коллективов из Великобритании, Германии и ЮАР, на него приехали специалисты, работающие в сфере инклюзивного театра из Франции и Чехии, а также десятка городов России – от Якутска до Санкт-Петербурга. А еще – труппа инклюзивного театра-студии «ОRA» из Екатеринбурга: 24 человека, из них 9 – колясочники.

Сохранить память


Программу фестиваля открыл спектакль «Из-под пепла», который привезла труппа из Кейптауна (ЮАР) Unmute Dance Company. В вольном переводе с английского, Unmute значит «отказаться от молчания, высказаться». «Из-под пепла» – это громкое высказывание на одну из острейших тем – насилие.
Африка предстает в нем выжженной пустыней, по которой скитаются уцелевшие, разыскивая живых. Актеры играют в масках.Особенно пронзительна сцена, когда последний выживший мужчина встречает женщину на коляске.

Единственная женщина, сохранившая лицо и голос, то в пробирающих до дрожи песнях оплакивает умерших, то напоминает о волнах насилия, которые то и дело обрушиваются на континент. В финале танцовщик поднимается на гору мертвецов. Шокирует? Но ведь мы все стоим на плечах предыдущих поколений, живя только потому, что когда-то жили они. Неистребимость гуманизма – вот главный посыл этого спектакля. Его персонажи снова и снова учатся понимать и принимать друг друга. А это уже – история не про Африку, а про каждого из нас. Недаром постановка с успехом шла не только в ЮАР, но и в Европе, а теперь – в России…
С прицелом на универсальность создавалась и постановка «Рождение памяти», поставленная Exim Dance Company CIC из города  Плимут (Англия). Эта компания ставит разные спектакли, в том числе – и с участием людей с инвалидностью. По словам хореографа Адама Бенджамина, «в Великобритании очень давние и сильные традиции как в области современного танца вообще, так и в сфере интегрированного театра. Для нас подобные постановки не являются чем-то необычным».
Целый час зрители наблюдали за развитием отношений двух женщин и двух мужчин, один из которых  передвигается на коляске. Он пытается «быть как все» и даже начинает двигаться на коленях, лишь бы забыть о собственном теле, но, несмотря на внимание и помощь окружающих, все его попытки тщетны. И только когда он снова садится в коляску, которую ему подвозит девушка, вдруг происходит чудо: зажигается свет, вместо механических скрипов начинает звучать легкая музыка – и все танцоры, каждый по-своему, начинают двигаться в ее ритме. А главное – улыбаться…
 
Постановка вызвала оживленную дискуссию и множество версий понимания ее смысла. Историк танца Ирина Сироткина «увидела очень тонкую работу хореографа по ориентированию на пластику актера».  А для руководителя Интегрированной театральной студии «Круг»  Натальи Поповой радостный, легкий финал показался несколько неоправданным. Хореографу Адаму Бенджамину тоже был задан вопрос о смысле постановки. Тот хитро усмехнулся: «Не знаю… Мне нравится работать с танцовщиками безо всяких предварительных заготовок. Я не заставляю их тела рассказывать историю, которая им чужда. Каждый раз, когда я смотрю спектакль, мне интересно: что они сегодня сделают, как они над этим поработают? Наши актеры и на сцене остаются живыми людьми, что зачастую исчезает в балете…».
 
Возможно, прав режиссер спектакля «Из-под пепла», худрук компании Unmute Dance Company Темба Мбули, признавшийся: «То, что вы показали, очень отозвалось во мне. Это касается моего опыта, того, с чем я сам работаю. Мы работаем не с «людьми с ограниченными возможностями здоровья» – мы просто работаем с людьми!».

Классика в зеркале особого театра

Двум танцевальным постановкам в стиле современного танца на фестивале противостояли два спектакля, опирающиеся на классику. Впрочем, отношение к ней тоже было разным. Хотя одна из руководителей труппы Blaumeier-Ateliers из города Бремен Барбара Весте подчеркнула, что «на первом месте для нее – само произведение», многие зрители увидели в постановке шекспировской «Бури» явную иронию по отношению к первоисточнику.
А режиссер музыкально-пластического спектакля «Онегин» Наталья Попова честно сообщила: «В своей постановке мы, прежде всего, сражались с культурными образцами. Мы хотели, чтобы зритель поломал голову над вопросом: как мы рассказываем эту историю – всерьез или иронично, отталкиваясь от стереотипов, на грани пародии и традиционного восприятия романа как лирическо-романтической истории отношений».
В итоге спектакль «Онегин» получился искрометно-легким и очень красивым. И хотя пушкинские стихи в нем звучали отдельными строками в фоновом варианте, проблем с пониманием происходящего у российской части аудитории не возникло.
Зато у многих было ощущение редкой спаянности этого коллектива. «Когда я наблюдала за тем, как бережно артисты поддерживают, помогают друг другу, то испытала удивительное чувство надежности и защищенности»,– призналась арт-директор Центра им. Вс. Мейерхольда Елена Ковальская. Эту мысль подхватила и Ирина Сироткина: «Студия «Круг» делает больше, чем спектакль. Она делает событие, в котором мы все можем участвовать, объединяет нас вокруг идеи человечности».

Что поняли в этом спектакле зарубежные участники фестиваля, сказать сложно. «Онегин» действительно может понравиться даже тому, кто не вникнул в суть происходящего, настолько выразительно выстроены его групповые сцены. А между тем, главный метод работы в студии «Круг» – тоже импровизация. Свобода выбора средств выражения в рамках заданной темы позволяет актерам с очень разными физическими и психическими особенностями органично вписываться в общую картину. Наталья Попова не скрывает, что «для многих артистов студии найти свое место на сцене – сложная задача, которая решается за счет участия в импровизациях и тренингах».


«Буря» Шекспира оказалась единственным на фестивале спектаклем с декорациями. Ее постановщики рассказали, что театр – лишь часть проекта Blaumeier-Ateliers. Люди с особенностями развития и без них занимаются здесь хоровым пением, литературным творчеством, фотографией… Еженедельно на занятия приходит до 250 инвалидов, причем для одних это – особая форма трудоустройства (к слову, поддерживаемая государством), а для других – хобби.
Чтобы показаться москвичам во всей красе, артисты  одного из старейших инклюзивных театров Европы привезли с собой 3,5 тонны груза. И это того стоило! После минимализма предыдущих постановок глаз отдыхал. Великолепны были и артисты. Каждый из них оказался настолько органичен в своей роли, что думалось только об их мастерстве, а не о пресловутых «особенностях. Зрители увидели веселый, чуть наивный спектакль, сдобренный грубоватым народным юмором.


Его обсуждение затянулось на час с лишним и тоже получилось очень веселым и искренним.
«Глядя на удивительно выразительные лица актеров, которые играли Ариэля и Калибана, я вспомнила Раневскую и Ростислава Плятта…», – сказала мама ребенка-инвалида Инесса Тарасова.
«Сегодня мы увидели целостный шекспировский спектакль с традиционными шутами и прочими персонажами, с замечательным ансамблем музыкантов», – вторил ей декан театрального факультета Российской государственной специализированной академии искусств Игорь Востров. А руководитель Интегрированного театра-студии «Круг II» Андрей Афонин горячо благодарил организаторов фестиваля и Гёте-институт за организацию гастролей Blaumeier-Ateliers, ведь именно со знакомства с этим коллективом более 20 лет назад начался его собственный путь к инклюзивному театру.

На пороге будущего

Обсуждение «Бури» стало последним на фестивале «Протеатр. Международные встречи», поэтому многие выступавшие говорили не только о спектакле.
Поддержку и энергию для осуществления своих планов обрела на фестивале режиссер Саха Академического театра Им П.А. Ойунского Лена Иванова-Гримм. «Мы  открыли при Благотворительном фонде поддержки детей с инвалидностью и ОВЗ «Харысхал» инклюзивный театр-студию «Маленький принц». Наши первые артисты выросли. Некоторые из них мечтают связать свою жизнь с театром. Чтобы помочь им, мы собираемся открыть социальный театр «Алгыс» (это якутское слово переводится как «благословение»), поскольку «обычный»  театр для них, увы, в Якутске закрыт».

 «Фестиваль показал, что с помощью тела тоже можно мыслить, что оно – важный инструмент культуры, – отметил доктор философских наук, ведущий научный сотрудник МГППУ Алексей Шеманов. – Именно поэтому мы друг друга понимаем, хотя принадлежим к разным языковым и национальным культурам».
Завершая встречу, председатель оргкомитета фестиваля «Протеатр» Наталья Попова особо отметила: «Наш фестиваль – долгосрочный проект, и каждый год он приращивает смыслы. Мы меняем акценты, к нам приходит другая публика, которая помогает расширить наши первоначальные представления и замыслы.  Она заставляет нас думать, пересматривать собственные идеи. Каждый раз подбором спектаклей и мастер-классов мы стремимся помочь зрителю иначе взглянуть на особый театр, в котором главное – актер с его удивительными, уникальными способностями. Так мы размышляем о театре и о человеке выразительном. Ведь именно выразительный человек творит культуру».

Екатерина ЗОТОВА
Фото автора
12 апреля 2018