Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

ОТКРЫТЬ БОЛЬШИЕ ГЛАЗА

В Томской региональной организации Всероссийского общества инвалидов вместе разбираются в важнейшем из искусств.



Рекогносцировка местности
 
Идея открыть киноклуб посетила Ирину Дорохову не от хорошей жизни.
– Мне любой ценой надо вытащить людей с инвалидностью из дома, – говорит председатель ТРО ВОИ Ирина Дорохова. Она сама после страшного ДТП передвигается и руководит делами растущей общественной организации в коляске. – Страна  будет нуждаться в нас, инвалидах, только тогда, когда мы будем активные, вездесущие, способные к диалогу. России сейчас не диванные критики нужны, а работоспособные граждане. Чтобы вытащить наших подопечных из дома, все средства хороши: КВН, экскурсия в другой город, киноклуб, организация собственных швейных и ремонтных мастерских…
Ирина едет по помещениям на первом этаже здания, памятника федерального значения. Когда-то это были торговые залы магазина бытовой утвари. Теперь в дальнем помещении огромные зеркала и раскройные столы. Здесь создают ресайкл одежду и модные аксессуары. (Слово ресайклинг образовано от английского recycle, что переводится как переработка. Именно в этом и заключается данное направление – в переработке материалов, из которых впоследствии создается вторичное сырье. В результате получается материал, который можно повторно использовать для создания новой одежды, обуви и аксессуаров).
Рядышком кабинет с экспертами по доступной среде. Удалось убедить областную администрацию заранее согласовывать с инвалидами проекты нового строительства и благоустройства старого. Застройщики тоже стали понимать, что легче изначально создать доступную среду, чем по требованию прокуратуры переделывать недоступную.
Напротив, с отдельным входом с улицы небольшая мастерская-пункт проката специальных средств реабилитации. Здесь чинит коляски, костыли и вообще все, что принесут, Михаил Ржевский. Совсем недавно он, мастер-золотые руки в коляске, с женой-инвалидом с трудом выбрался из Мариуполя. Здесь Томская организация ВОИ помогла ему и с жильем, и работа нашлась по хорошему графику: понедельник-среда-пятница.
– Я по пятницам задерживаюсь, – улыбается Михаил с фамилией поручика-аристократа. – Потому что здесь киноклуб бывает. Не каждую неделю, а через одну. Но жена все равно волнуется: где я в пятницу вечером задержался?!
– А где у вас кинозал-то? – спрашиваю я.
– Мы в нем стоим, – отвечает Дорохова и поднимает глаза к потолку. Сверху, под высоким перекрытием широкого коридора со сводчатыми потолками висит тубус с портативным экраном. Раз в две недели по пятницам экран разворачивают, ставят мультимедийный проектор и киноклуб ТРО ВОИ начинает очередной сеанс.

Особенная фильмография
 
В городе есть киновед со всероссийской известностью – Ада Бернатоните, кандидат искусствоведения, доцент кафедры мировой художественной культуры Томского государственного педагогического университета. Кажется, нет фильма, который она бы не видела, о котором хотя бы что-то не слышала. Воспитала не одно поколение студентов, увлеченных искусством кино. Ирина Дорохова, когда придумала киноклуб, позвонила Аде Казимировне: «Посоветуй, кто бы мог не просто фильм подобрать, с людьми его посмотреть, но и разговор потом составить? О смыслах, о героях, о поступках?
Бернатоните сразу сказала:
– Аня! Она у меня человек неравнодушный, всегда готовый помочь. Постоянно кому-то помогает. То детям из неблагополучных семей уроки делать, то в больницу к ребятишкам без мам ходит. Она в фонде «Благовест» – волонтер.
Аня оказалась такой, какой и описывала Ада. Светлой, спокойной, рассудительной, понимающей специфику работы с людьми с инвалидностью. Основное место работы: крупная компания по поставкам медицинского оборудования с соответствующей заработной платой. На предложение вести киноклуб каждую неделю ответила отказом:
– Я не могу каждую пятницу. Чтобы не превратить это в обузу для меня, от которой я отказаться не могу, давайте раз в две недели.
Начали просмотры с малоизвестной советской классики. «Ты не сирота» – фильм 1962 года, рассказывающий трогательную историю об узбекском кузнеце и его жене, которые приютили в своем доме 14 осиротевших в войну ребятишек. «Хомут для Маркиза» – фильм 70-х годов про дружбу мальчишки и лошади. Потом пошла мировая киноклассика – «Касабланка», потом новейший артхаус, отмеченный Каннами, «Должно быть это рай», сумасшедшая балканская комедия «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы.
Но сегодня мы смотрим историю о реальных событиях, происходивших далеко от Томска, в солнечной благополучной Калифорнии 60-х годов прошлого века.
 
«Большие глаза»
 
Режиссер Тим Бёртон снял биографическую драму почти десять лет назад, в 2014 году. Замысловатая, насыщенная цветом и приметами времени,  это история о том, как бедная художница Маргарет Ульбрихт разводится с мужем, уезжает в другой город, находит другого мужа и, чтобы поддержать новый брак, начинает подписывать картины фамилией мужа, а он выдает эти картины за свои. Картины успешно продаются, пока Маргарет не понимает, что больше так не может. Она бросает обманщика, уезжает на Гавайи и там признается, что муж лгал всему миру, а картины на самом деле рисовала она. Скандал и суд помогли Маргарет стать самой собой.
– Я бы так не смогла! – говорит 25-летняя Алина, когда в «кинозале» вспыхивает свет. – Ты работаешь-работаешь, а все плоды твоего труда присваивает другой человек. Ну и что, что он муж. Вот будет у меня муж, я ему такого не позволю!
Алина с трудом передвигается с помощью волонтера. Но горящие глаза и коммуникабельность не оставляют сомнений: муж у Алины будет!
– Погоди, Алина, – останавливает ее Аня, – но ведь Маргарет сама, своими руками создала эту ситуацию. Ей было удобно, чтобы она рисовала, а муж продавал картины. Она просто променяла себя на комфортное существование.
– Я согласен с Аней, – говорит слабовидящий Петр. Он почти не смотрел, больше слушал аудиотрек, а про картинки ему рассказывала жена.  – Каждый должен в семье заниматься своим делом. Если у мужика есть талант продавать – пусть продает. Если у жены есть талант рисовать – пусть рисует. Главное, чтобы всем было хорошо!
Так обычно и начинаются дискуссии в киноклубе. О своем месте в жизни, об ответственности перед обществом и родными, о творческой и профессиональной самореализации…
– Я ничего им не навязываю, – говорит Аня. – Просто, если они начинают однозначно оценивать проблематику картины, я даю им другую точку зрения, чтобы они посмотрели на героев и обстоятельства по-новому.
Споры в киноклубе, и правда, иногда затягиваются. Но, в конечном счете, именно этого и добивалась Ирина Дорохова: чтобы люди с инвалидностью могли посмотреть на жизнь и себя самих со стороны, сбоку, сверху, с самых неожиданных ракурсов.
Этим и отличается хорошее кино – необычным взглядом на привычные вещи. А люди с инвалидностью в Томске именно сейчас нуждаются в этом взгляде, чтобы осознать свое новое место в быстро меняющемся русском мире. Вот в этом деле кино как раз и является «важнейшим из искусств».

Андрей ОСТРОВ
г. Томск
14 апреля 2023