Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

НЕГРОМКАЯ СЛАВА МАЛЬЧИКА ИЗ УТЁВКИ

Об иконописце Григории Журавлеве я впервые узнала 10 лет назад на экскурсии в Самаре и с тех пор мечтала своими глазами увидеть его работы. Поэтому, услышав о том, что в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открывается его персональная выставка «Вопреки невозможному. Нерукотворные иконы Григория Журавлева», тут же поспешила на пресс-показ. Но прежде чем рассказать о выставке, остановлюсь на судьбе этого удивительного человека.


Самородок из глубинки

Григорий родился в 1858 году в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии в крестьянской семье. На свет появился младенец без рук и без ног. Есть легенда, что его мать так убивалась, что хотела умертвить себя, а заодно и сына. Ее вразумил местный священник, сказав, что об этом ребенке может быть особый промысл Божий. А дед малыша по матери Пётр Васильевич Трайкин пообещал, что будет о нем заботиться.

Мальчик рос сообразительным и открытым. Ему помогали все, начиная со старших брата с сестрой и кончая помещиком села. Пошел в церковно-приходскую школу, быстро освоил грамоту и даже писал под диктовку односельчан письма, держа карандаш в зубах. Одновременно стал рисовать, копируя все картинки, которые видел вокруг.

В 15 лет обедневший отец отправил Григория с братом Афанасием в Самару «на Божий промысел» – попрошайничать. Одно время он показывал свое умение рисовать в ярмарочном цирке. В Самаре юноша смог взять несколько уроков у живописца Федора Травкина, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств. Говорят, что того так поразил необычный ученик, что он даже поселил братьев у себя в доме. Потом они вернулись в Утёвку, где Григорий начал писать иконы, а Афанасий – готовить доски и краски для них.

Через несколько лет молодой иконописец подарил свои работы некоторым высокопоставленным чиновникам из Самары – и в ответ получил поддержку. Как писали «Самарские губернские ведомости» в январе 1885 года, Губернское Земское собрание, приняв во внимание его материальное положение и «личные труды по части самоусовершенствования в искусстве живописи, назначило ему ежегодную пенсию в размере 60 рублей». Григорий состоял в переписке с самарским губернатором Александром Свербеевым, неоднократно писал по его заказу иконы, а также посылал свои работы в дар будущему императору Николаю II. В 1888 году по инициативе Свербеева самарские дворяне заказали Журавлёву икону «Избранные святые» для поднесения императорской семье в память их чудесного спасения в крушении поезда 17 октября 1888 года. Известно и о личной встрече Журавлева с цесаревичем Николаем Александровичем во время его путешествия по России.

А в начале 1890-х годов, когда в родном селе был возведен новый храм Святой Троицы, Григорий Журавлев взялся за его роспись. Месяцами он расписывал купол, подвешенный к потолку в специальной люльке, преодолевая боль от пролежней на спине и язв во рту из-за токсичных красок. Его Росписи радовали прихожан долгие годы, но в 1934 году храм был закрыт и превращен в зернохранилище. Роспили сохранились фрагментарно, в верхней части стен и на куполе…

Художник умер в конце 1916 года. Меньше чем через год в стране произошла Октябрьская революция, после которой религия была объявлена «опиумом для народа». Почти на полвека имя Журавлева было забыто. Впрочем, не всеми. О Григории помнили и односельчане, и его ученики – крестьянские подростки, которые, как когда-то он сам, тянулись к творчеству. Один из них, Василий Попов, еще до революции окончил Пензенское художественное училище, стал учителем рисования, в 1932 году вступил в Союз художников. А в 1945 году он изобрел держатель для карандаша для инвалидов без обеих рук, который крепился к голове…

Негромкая слава

О Григории Журавлеве вспомнили в 1963 году, когда югославский искусствовед Здравко Кайманович обнаружил в селении Пурачич (ныне – Республика Босния и Герцеговина) икону святых Кирилла и Мефодия, на которой была надпись: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утёвки Самарской губернии, безрукий и безногий, года 1885, 2 июля». Скорее всего, ее привезли туда русские эмигранты, бежавшие от большевиков. В госархиве СССР подтвердили, что такой человек действительно жил. После этого энтузиасты стали постепенно восстанавливать биографию Григория, разыскивать его работы. В 1994 году самарский писатель и краевед, земляк Журавлева Александр Малиновский издал документальную повесть «Радостная встреча», посвященную его судьбе. К сожалению, до первой персональной выставки работ своего героя он не дожил – скончался в ноябре 2017 года.

Однако именно его усилия вместе с усилиями десятков других людей по всей стране сделали эту выставку возможной. Сегодня в России и за ее пределами найдено около 15 икон и примерно столько же графических работ, подписанных Журавлевым, а также ряд икон, которые он мог написать вместе с учениками.

В формировании экспозиции, помимо Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина, приняли участие Самарская епархия, Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург), Музей Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет», Самарский епархиальный церковно-исторический музей, Собрание русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, детский музей муниципального района Нефтегорский Самарской области и храм Святой Троицы села Утёвка.

Выставка была приурочена к 105-й годовщине со дня смерти художника. Дата не круглая, но, видимо, именно сейчас, когда все мы переживаем не самые простые времена, уместно вспомнить о том, кто, преодолевая гораздо большие сложности, нашел в себе силы радовать людей своим творчеством.

Пресс-показ показал немалый интерес российских СМИ к этому событию, и это – тоже повод для радости. В небольших комнатках Настоятельских покоев Спасо-Андроникова монастыря буквально яблоку негде было упасть. Съемочные группы телеканалов и отдельные журналисты по очереди «допрашивали» кураторов выставки – заместителя директора Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина по научно-экспозиционной работе Ирину Крамареву и научного сотрудника Музея имени Андрея Рублева Анну Старикову, а также настоятеля Троицкого храма в Утёвке протоиерея Анатолия Копача, который уже более 30 лет бьется за восстановление церкви. «Храм нам передали в 1989 году, – рассказывал он. – В то время там вороны летали, собаки бегали, все разваливалось. А сегодня меня переполняет радость. Хочу поблагодарить всех, кто помог организовать эту выставку!».

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, участвовавший в открытии выставки, пообещал, что росписи в храме Святой Троицы сёла Утевка будут обязательно отреставрированы, а в области откроют культурный центр Григория Журавлева. Казалось бы, вот она – заслуженная слава, пусть и посмертная. И все же очень не хочется, чтобы уникальная судьба художника заслонила собой его творения. Вот и директор музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин честно признался: «Я искусствовед, реставратор, художник. Когда я смотрю на рисунки и иконы, созданные Григорием Журавлевым, то не могу поверить, что это написано зубами. Я понимаю, что это так. Но поверить – невозможно!». В том или ином виде, эти слова повторяли многие журналисты и искусствоведы.

…С портретов и икон Григория Журавлева на нас смотрят задумчивые, одухотворенные лица. Вот печальный римский папа Лев с огромными глазами. Вот нежные, но несгибаемые жены-мироносицы. Вот полные решимости Кирилл и Мефодий, а рядом романтичный юноша Иван Соловьев…

В них, как ни банально это звучит, живет частица души мастера. И начинаешь верить, что, кроме проблем и неурядиц, в жизни каждого человека есть радость и красота, которые не зависят от бытовых условий. Главное – научиться настраиваться на их волну, как умел это делать крестьянский сын Григорий Журавлев.

Екатерина ЗОТОВА

Фото автора и Музея имени Андрея Рублева

18 августа 2021